Новости

15.12.2021

Результаты итогового сочинения сопоставимы с результатами прошлого учебного года

В регионе подведены итоги проверки итогового сочинения (изложения), которое прошло 1 декабря. Участниками стали 2980 одиннадцатиклассников, из которых 2934 писали сочинение, 46 – изложение. Напомним, что изложение вправе выбрать участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды, а также обучающиеся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

         Самой востребованной в Заполярье стала тема «Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?». Ее выбрали 47% участников. Второе место по популярности у темы «Когда слово становится преступлением?» (22,4%). Тема «В чём может проявляться любовь к своему отечеству?» заинтересовала 15,8% выпускников. Наименее востребованными оказались темы «Согласны ли Вы со словами
А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?» (8,6%) и «Почему людей привлекает идея путешествия во времени?» (6,2%).

         «Главная задача участников – раскрыть тему, опираясь на текст художественного произведения. Оценивается также последовательность изложения, аргументы и грамотность. Успешное выполнение работы является допуском к государственной итоговой аттестации. Результаты итогового сочинения (изложения) действуют бессрочно для получения аттестата», - подчеркнула и.о. министра образования и науки региона Татьяна Ларина.

         С изложением справились все участники, а за итоговое сочинение получили «зачет» 98,3% одиннадцатиклассников, что сопоставимо с результатами итогового сочинения (изложения), проведенного в основные сроки в прошлом учебном году (98,2%).

         Выпускники, получившие «незачет», а также не явившиеся на сочинение по уважительной причине, будут повторно допущены к написанию итогового сочинения в дополнительные сроки – 2 февраля и 4 мая.

         «Некоторые вузы учитывают сочинение при поступлении. В этом случае результат сочинения действителен в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет могут написать итоговое сочинение повторно, но при этом вузы будут учитывать только результат текущего года», – напомнил Дмитрий Федотов, директор Регионального центра обработки информации.



15.12.2021

Девятиклассники региона познакомились с процедурой проведения итогового собеседования

Репетиционное итоговое собеседование в Мурманской области
14 декабря прошло без технических сбоев и нарушений, в строгом соответствии с порядком проведения, с соблюдением всех необходимых противоэпидемических мер. В нем приняли участие более 7 тысяч девятиклассников Заполярья.
«Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи, и подавляющее большинство девятиклассников успешно справилось с заданиями. Такие репетиции дают возможность будущим выпускникам познакомиться с процедурой, понять, на что обратить внимание при подготовке, а организаторам помогают отработать технологию проведения собеседования, оценить, насколько подготовлены учащиеся, чтобы выстроить стратегию дальнейшей подготовки», - прокомментировала и.о. министра образования Мурманской области Татьяна Ларина.
По мнению девятиклассников, участвовавших в репетиционном собеседовании в мурманской школе № 49, ничто не мешает успешно пройти это испытание: процедура понятна, атмосфера спокойная, доброжелательная. Главное – справиться с волнением.
«Необычные ощущения, совершенно новый опыт, – поделился Никита Голованов. – Все прошло неплохо, но я понял, что нужно больше читать: это развивает словарный запас, позволяет точнее выражать свои мысли».
«Самое главное – не паниковать, быть уверенным в себе, а для этого нужно заниматься. Только кажется, что особой подготовки к собеседованию не требуется. Да, мы все разговариваем, но одно дело – повседневное общение и совсем другое – необходимость описать картинку, ситуацию», – добавила Полина Орлова.
При подготовке ребята советуют больше говорить вслух, обратиться за помощью к взрослым, к родителям, которые укажут на ошибки, недочеты.
«Готовиться к собеседованию мне помогала мама. Мы с ней много разговаривали, прорабатывая каждый текст. А сохранять спокойствие помогает простой прием: не смотреть на экзаменатора, а найти точку в пространстве и обращаться к ней», – поделилась секретом Арина Клименкова.
В основные сроки итоговое собеседование по русскому языку традиционно проводится во вторую среду февраля. В нынешнем учебном году оно запланировано на 9 февраля 2022 года. Дополнительные сроки для участников, получивших «незачет», не явившихся или не завершивших итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам, подтвержденным документально, предусмотрены 9 марта и 16 мая 2022 года.



13.12.2021

14 декабря пройдет репетиция итогового собеседования по русскому языку

14 декабря в Мурманской области состоится репетиционное итоговое собеседование по русскому языку для 7,4 тысяч 9-классников. Тренировочное мероприятие проводится в рамках регионального плана мероприятий по подготовке к итоговой аттестации и направлено на знакомство с процедурой проведения собеседования в режиме реального времени, а также на снижение психологического и эмоционального напряжения девятиклассников на итоговых процедурах оценки знаний.
«С 2019 года успешное прохождение итогового собеседования для выпускников 9-х классов является обязательным условием допуска к государственной итоговой аттестации. В ходе собеседования участники должны выполнить четыре задания: чтение вслух предложенного текста, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем, диалог с экзаменатором-собеседником. На собеседовании оценивается качество речи выпускника в целом», - сообщила Татьяна Ларина, и.о. министра образования и науки региона.
Репетиция, как и само итоговое собеседование, проводится в школе, где учится выпускник, в полном соответствии с требованиями, которые будут соблюдены в основные сроки - 9 февраля 2022 года. На выполнение работы каждому участнику отводится 15-16 минут.
«Во время ответа ведётся аудиозапись. Результатом итогового собеседования по русскому языку является «зачет» или «незачет». Для получения положительного результата необходимо набрать не менее 10 баллов, но лицам с ограниченными возможностями здоровья минимальный порог баллов может быть понижен. Для этого необходимо получить рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии», - напомнил Дмитрий Федотов, директор Регионального центра обработки информации.
Результат «зачет» как допуск к ГИА действует бессрочно. На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) https://fipi.ru/ размещены документы для проведения итогового собеседования по русскому языку в 2022 году.



01.12.2021

Итоговое сочинение (изложение) 1 декабря прошло без нарушений

В регионе 2934 учащихся 11 классов приняли участие в написании итогового сочинения в основные сроки 1 декабря, 46 человек воспользовались правом писать изложение.

«Сегодня будущие выпускники сделали первый шаг к итоговой аттестации, потому что итоговое сочинение является для одиннадцатиклассников допуском к единому государственному экзамену. Тематические направления были утверждены еще в сентябре, так что времени на подготовку было достаточно», - сообщила и.о. министра образования и науки Мурманской области Татьяна Ларина.

В отличие от сочинения по литературе, которое участники пишут по определенному художественному произведению либо по творчеству конкретного автора, итоговое сочинение – это свободное размышление на духовно-нравственную или философскую тему с опорой на любое художественное произведение, мемуары, публицистику.

В регионе участникам были предложены следующие темы:
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309. Когда слово становится преступлением?
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Выпускники особого волнения не высказали.
«Хорошие темы: есть о чем поразмышлять по любой из них. Я пока готовился, не одну общую тетрадь исписал», - поделился будущий выпускник гимназии № 9 г. Мурманска Тамерлан Бабаев.
«А мне ближе тема дороги. Люблю путешествовать. Об этом и хочу написать», - призналась Лиза Волкова, 11-классница той же гимназии.

Оценивание итогового сочинения проводится по системе «зачет»/«незачет». Как сообщил директор Регионального центра обработки информации Дмитрий Федотов, результаты учащиеся 11-х классов могут узнать в своих образовательных организациях, выпускники прошлых лет – в пункте регистрации, а также на сайте информационной поддержки ГИА в Мурманской области: gia.edunord.ru.
Для участников, получивших «незачет», не явившихся на итоговое сочинение (изложение) или не завершивших его написание по уважительным причинам, удаленных с сочинения, предусмотрены дополнительные сроки написания итогового сочинения - 2 февраля и 4 мая 2022 года.



30.11.2021

Более 3 тысяч одиннадцатиклассников напишут итоговое сочинение 1 декабря

3068 учащихся Кольского Заполярья примут участие в написании итогового сочинения в основные сроки. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вместо итогового сочинения вправе писать изложение. В этом году итоговое изложение планируют писать 55 человек. По желанию итоговое сочинение (изложение) также могут писать выпускники прошлых лет, обучающиеся профессиональных образовательных организаций.
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в сентябре утверждены пять открытых направлений: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?», «Преступление и наказание — вечная тема», «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня», «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина».

«Традиционно итоговое сочинение (изложение), которое является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, проводится в первую среду декабря. В этом учебном году выпускники пишут его 1 декабря. Комплекты тем итогового сочинения по данным направлениям будут опубликованы за 15 минут до начала итогового сочинения на открытых информационных ресурсах: ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru), gia.edunord.ruminobr.gov-murman.ru. Обучающиеся вправе выбрать любую из пяти предложенных тем», - сообщила Татьяна Ларина, и.о. министра образования и науки региона, пожелав всем участникам вдохновения и уверенности в своих знаниях.
Итоговое сочинение нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. При написании итогового сочинения школьникам нужно раскрыть тему, опираясь на художественный текст, который ученик выбирает по своему усмотрению.

«Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников с ограниченными возможностями здоровья продолжительность работы увеличивается на 1,5 часа. Рекомендуемый объем итогового сочинения – не менее 350 слов. Работы оцениваются по системе «зачет» - «незачет»», - напомнил директор Регионального центра обработки информации Дмитрий Федотов.

Участникам разрешается пользоваться орфографическим словарем при написании сочинения и орфографическим и толковым словарем при написании изложения. Запрещено использовать тексты литературного материала (художественные произведения, публицистику и т.д.), иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Результаты будут объявлены не позднее 16 декабря. Расписанием проведения итогового сочинения (изложения) предусмотрены дополнительные сроки – 2 февраля и 4 мая 2022 года. Повторно написать сочинение смогут получившие неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) и не завершившие его написание по уважительным причинам, либо удаленные с сочинения.



22.10.2021

Региональное родительское собрание о подготовке к проведению ГИА-11 в 21/22 учебном году пройдет 29 октября

         29 октября 2021 года в 17:30 в дистанционном режиме в социальной сети «ВКонтакте» и.о. министра образования и науки Мурманской области
Т.М. Ларина проведет региональное собрание для родителей учащихся 11-х (12-х) классов.

         В ходе мероприятия родители узнают об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, итогового сочинения (изложения), а также о возможности создания специальных условий на экзаменах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающих их состояние здоровья, получат ответы на вопросы, связанные с подготовкой к единому государственному экзаменам.

         Для участия в собрании всем желающим необходимо обратиться в свою общеобразовательную организацию и получить ссылку на трансляцию.



16.09.2021

Дополнительный (сентябрьский) период ГИА-2021 завершен без технических сбоев и нарушений

Резервные дни завершили дополнительный период государственной итоговой аттестации (ГИА) 2021 года, проходивший с 3 по 15 сентября. Экзамены прошли в рабочем режиме, технологических сбоев и нарушений процедуры проведения экзамена в ППЭ не зафиксировано. Противоэпидемиологические меры соблюдены в полном объеме.
Экзамен по русскому языку в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) в резервный день 13 сентября написали пять человек.
15 сентября в соответствии с единым расписанием проведения экзаменов проходили экзамены по математике: ОГЭ сдавали 160 участников в 13 пунктах проведения экзамена (ППЭ), 1 выпускник 11 класса писал государственный выпускной экзамен.
Ход экзаменов в регионе контролировали общественные наблюдатели, члены ГЭК, сотрудники Министерства образования и науки Мурманской области.
«Государственная итоговая аттестация 2021 года полностью завершена. Нам удалось обеспечить абсолютную прозрачность и честность проведения экзаменов на всех этапах, дать возможность каждому выпускнику получить независимую оценку знаний. Те, кто успешно сдал обязательные экзамены и получил аттестат, могут продолжить образование, например, подать документы в колледж: при наличии свободных мест прием документов продлен до 25 ноября текущего года», – сообщила глава Министерства образования и науки Мурманской области Ольга Дзюба.
Результаты экзаменов будут объявлены в соответствии с графиком, утвержденным Рособрнадзором. Узнать их участники могут на сайте информационной поддержки ГИА в Мурманской области gia.edunord.ru и в своих образовательных организациях.



13.09.2021

Резервные дни завершат сентябрьский период ГИА-2021

В Мурманской области продолжается дополнительный (сентябрьский) период государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников 9-х и 11-х классов. В соответствии с единым расписанием проведения ГИА 13 сентября предусмотрен резервный день для сдачи экзамена по русскому языку в форме, 15 сентября – по математике.
Последней возможностью сдать обязательные экзамены и получить аттестат о среднем общем образовании и об основном общем образовании в этом году воспользуются выпускники, не прошедшие государственную итоговую аттестацию по уважительным причинам либо получившие неудовлетворительные результаты в основные дни дополнительного периода.
Девять выпускников 9-х классов планируют принять участи в экзамене по русскому языку в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Для них будут работать пять пунктов проведения экзамена (ППЭ).
Один одиннадцатиклассник и 160 девятиклассников зарегистрированы для участия в экзамене по математике, их ждут в 13 ППЭ.

Ольга Дзюба, министр образования и науки региона, напомнила, что на территории ППЭ запрещено иметь при себе телефон, справочные материалы, гаджеты: «Все личные вещи нужно сдать до входа в пункт проведения экзамена, не стоит рисковать своим будущим».
В пунктах проведения экзаменов будет осуществляться контроль за проведением экзаменов со стороны специалистов Министерства образования и науки Мурманской области и общественных наблюдателей.



06.09.2021

Экзамен по математике в дополнительный период ГИА-2021 прошел в штатном режиме

В соответствии с единым расписанием проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) 2021 года 6 сентября участники дополнительного периода сдавали экзамен по математике в форме основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена в 9-х и 11-х классах. Экзамены прошли в штатном режиме, без технологических сбоев и нарушений, в полном соответствии с процедурой проведения, с соблюдением всех рекомендаций Роспотребнадзора.
В пункты проведения экзамена (ППЭ) региона сегодня пришли те, кто не прошел государственную итоговую аттестацию в основной период по уважительным причинам, а также одиннадцатиклассники и девятиклассники, получившие неудовлетворительные результаты или удаленные с экзаменов за нарушение порядка проведения ГИА.
В ОГЭ по математике принял участие 421 выпускник 9-х классов. Для них работали 20 ППЭ, в том числе два на дому. Как и в основной период, на выполнение 25 заданий из алгебры и геометрии отводилось 3 часа 55 минут.
«Для выпускников 11 классов пересдача в дополнительный период в этом году предусмотрена только в форме ГВЭ, - напомнил Дмитрий Федотов, директор Регионального центра обработки информации. - Для получения аттестата экзамен по математике сдавали 2 участника, не планирующих поступать в вуз».
Экзаменационная работа из 14 заданий проверяла знания по математике базового уровня.
Для обеспечения объективности и прозрачности процедуры проведения ГИА в каждом ППЭ присутствовали общественные наблюдатели, члены ГЭК, специалисты Министерства образования и науки Мурманской области. При проведении ГИА-11 велось видеонаблюдение в режиме онлайн, печать контрольных измерительных материалов и сканирование работ участников.
Результаты сегодняшнего экзамена школьники узнают в своих образовательных организациях и на сайте информационной поддержки ГИА в Мурманской области gia.edunord.ru не позднее 13 сентября. 



03.09.2021

Первый день дополнительного периода ГИА-2021 прошел без сбоев и нарушений

В соответствии с единым расписанием проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) 2021 года 3 сентября с государственного выпускного экзамена (ГВЭ) в 9-х и 11-х классах и основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку начался дополнительный период государственной итоговой аттестации (ГИА). «Экзамены прошли в штатном режиме, в полном соответствии с процедурой проведения, с соблюдением всех рекомендаций Роспотребнадзора. Технологических сбоев и нарушений процедуры проведения не зафиксировано», - сообщила Ольга Дзюба, министр образования и науки Мурманской области.
Для проведения ОГЭ по русскому языку задействовано 17 пунктов проведения экзаменов (ППЭ), в том числе один на дому. Экзамен в этот день сдавали 168 девятиклассников Заполярья, из них 2 – с ограниченными возможностями здоровья, которые сдавали экзамен в форме ГВЭ. Как и в основной период, участники написали сжатое изложение по прослушанному тексту, сочинение-рассуждение, а также выполнили 13 заданий на основе прочитанного текста.
ГВЭ-11 по русскому языку в форме теста сдавали двое участников, не планирующих поступать в вуз, в Мурманске и Ковдоре.
Процедура проведения экзамена ничем не отличалась от основного периода: в пункте приема экзамена обеспечены видеонаблюдение в режиме онлайн, печать контрольных измерительных материалов в аудитории и сканирование работы в пункте проведения экзамена (ППЭ).
Ход экзаменов контролировали специалисты Министерства образования и науки Мурманской области, члены государственной экзаменационной комиссии, общественные наблюдатели.
«Свои результаты участники экзамена узнают не позднее 18 сентября на сайте информационной поддержки ГИА в Мурманской области http://gia.edunord.ru, на федеральном портале ЕГЭ check.ege.edu.ru. Продолжит дополнительный период ГИА 2021 года 6 сентября экзамен по математике», - напомнил директор Регионального центра обработки информации Дмитрий Федотов.





27.12.2021

Рособрнадзор: Более 97% выпускников успешно справились с написанием итогового сочинения

Итоговое сочинение (изложение) в основной срок 1 декабря 2021 года успешно написали и получили «зачет» 97,2% участников, что примерно соответствует результатам прошлых лет. В этот день сочинение написали почти 622 тысячи человек из всех регионов России, за исключением Республики Калмыкия, где сочинение было перенесено из-за ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой в регионе.

Самым популярным направлением тем итогового сочинения у одиннадцатиклассников в этом году стало «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня», его выбрали 31,2% будущих выпускников. Почти столь же популярным оказалось направление «Преступление и наказание – вечная тема», его выбрали 29,1% участников. 15,4% писавших сочинение выбрали темы направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина», 13,2% — «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», 11,1% — «Человек путешествующий: дорога в жизни человека».

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов условием допуска к государственной итоговой аттестации. Результаты сочинения также могут быть по решению вуза учтены им при зачислении абитуриентов. Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, ранее писавшие итоговое сочинение, могли написать его повторно. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года.

Выпускники, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 2 февраля и 4 мая 2022 года.



17.12.2021

Утверждено расписание ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2022 год

Совместными приказами Минпросвещения России и Рособрнадзора утверждено расписание единого государственного экзамена (ЕГЭ), основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) на 2022 год.

Проведение ЕГЭ разделено на три периода: досрочный (с 21 марта по 15 апреля), основной (с 26 мая по 2 июля) и дополнительный (5-20 сентября).

Основной период ЕГЭ-2022 начнется 26 мая с экзаменов по географии, литературе и химии.  Проведение трех экзаменов разделено на два дня: ЕГЭ по русскому языку пройдет 30 и 31 мая, по информатике и ИКТ – 20 и 21 июня, устная часть ЕГЭ по иностранным языкам – 16 и 17 июня.

ЕГЭ по профильной и базовой математике также пройдет в разные дни (2 и 3 июня соответственно). 6 июня в основной период ЕГЭ пройдут экзамены по истории и физике, 9 июня – по обществознанию, 14 июня – по биологии и письменная часть ЕГЭ по иностранным языкам. С 23 июня по 2 июля в расписании предусмотрены резервные дни для сдачи ЕГЭ по всем предметам.

В дополнительный период в сентябре ЕГЭ пройдет только по обязательным предметам (русскому языку и базовой математике) для тех выпускников, которые не получили аттестат.

Проведение ОГЭ также разделено на три периода: досрочный (с 21 апреля по 17 мая), основной (с 20 мая по 2 июля) и дополнительный (с 5 по 15 сентября).



26.10.2021

Рособрнадзор завершил новую серию онлайн-консультаций по подготовке к ЕГЭ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки завершила новую серию онлайн-консультаций по подготовке к ЕГЭ-2022 от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Консультации прошли с 4 по 22 октября.

В ходе них были подробно разобраны экзаменационные работы по всем предметам ЕГЭ. Особое внимание разработчики уделили изменениям в контрольных измерительных материалах, которые произойдут в 2022 году в связи с переходом на требования ФГОС. Также будущим выпускникам рассказали об особенностях написания итогового сочинения.

Консультации транслировались в прямом эфире в сообществе Рособрнадзора в соцсети «ВКонтакте» и на канале ведомства в YouTube. Зрители эфиров могли напрямую задать свои вопросы разработчикам экзаменационных материалов и получить ответы из первых рук. За три недели видеоконсультации собрали около 830 тысяч просмотров. Самыми популярными стали эфиры, посвященные подготовке к ЕГЭ по математике, итоговому сочинению, обществознанию, русскому и иностранным языкам.

«Консультации, в ходе которых лучшие специалисты в каждой предметной области, ответственные за разработку заданий ЕГЭ, помогают будущим выпускникам разобраться во всех нюансах выполнения экзаменационной работы стали уже доброй традицией и неизменно пользуются большой популярностью. В свете обновления содержания контрольных измерительных материалов ЕГЭ в 2022 году в соответствии с требованиями ФГОС они приобретают особую актуальность. Мы рекомендуем ознакомиться с видеоконсультациями Рособрнадзора всем, кто будет в этом году сдавать экзамены, а также педагогам, которые готовят выпускников к ЕГЭ», — заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.

Видеозаписи консультаций доступны на страницах Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube.



26.10.2021

Онлайн-консультации Рособрнадзора для выпускников завершил эфир о ЕГЭ по иностранным языкам

Онлайн-консультации Рособрнадзора «На все 100» от разработчиков экзаменационных материалов ЕГЭ из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) завершил эфир, посвященный ЕГЭ по иностранным языкам. Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ иностранным языкам Мария Вербицкая рассказала о нюансах выполнения экзаменационной работы, изменениях 2022 года и ответила на вопросы выпускников и учителей.

В экзаменационной работе по английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам в разделе «Письменная речь» традиционное бумажное письмо заменено на электронное (задание 39), внесены также изменения в критерии оценивания. В задании 40 развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения теперь будет строиться на основе таблицы или диаграммы по предложенной теме проектной работы. Время на выполнение письменной части работы увеличено на 10 минут и теперь составляет 3 часа 10 минут.

В устной части в задании 2 число задаваемых вопросов уменьшено с пяти до четырех. В задании 3 участников ЕГЭ ждет условный диалог-интервью, в котором необходимо будет ответить на пять вопросов интервьюера на актуальную тему. В каждом ответе должно быть две-три фразы. В новом задании 4 теперь нужно будет оставить голосовое сообщение другу, вместе с которым выполняется проектная работа. В этом сообщении надо кратко описать две предложенные фотографии по теме проекта, обосновать их выбор в качестве иллюстраций и выразить своё мнение по теме проектной работы. Время выполнения заданий устной части работы увеличено на 2 минуты и составляет 17 минут.

В ЕГЭ по китайскому языку повышены требования к объему ответов в письменных заданиях 28 и 29. В задании 28 бумажное письмо также заменено на электронное, а в задании 4 устной части, как и в ЕГЭ по европейским языкам, нужно будет оставить голосовое сообщение другу, вместе с которым выполняется проектная работа. Время выполнения заданий устной части работы увеличено на 2 минуты и составляет 14 минут.

«Ознакомьтесь с материалами на сайте ФИПИ, прорешайте демоверсию и посмотрите, сколько времени у вас уходит на разные задания, посмотрите, где у вас слабые места и где возникают проблемы и работайте над этими проблемами», — посоветовала выпускникам Мария Вербицкая.

Видеозапись консультации доступна на страницах Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube.



25.10.2021

Разбор экзаменационной работы по информатике продолжил онлайн-консультации от разработчиков ЕГЭ

В рамках серии онлайн-консультаций Рособрнадзора от разработчиков экзаменационных материалов ЕГЭ из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) «На все 100» прошел эфир, посвященный подготовке к ЕГЭ-2022 по информатике и ИКТ. Об экзаменационной работе и особенностях подготовки к ЕГЭ по данному предмету рассказал руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ Сергей Крылов.

«Никаких революционных изменений в экзамене в 2022 году не планируется», — сообщил он.

Изменения затронут линию заданий 3, это задание будет выполняться с использованием файла, содержащего простую реляционную базу данных, состоящую из нескольких таблиц. В задании 9, которое также предполагает работу с таблицами, нужно будет уметь формулировать сложные логические условия, содержащие логические операции «и» и «или» одновременно. Задание 17 теперь будет выполняться с использованием файла, содержащего целочисленную последовательность, предназначенную для обработки с использованием массива.

Особое внимание при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ Сергей Крылов посоветовал обратить на практическое программирование (файлы, массивы, сортировка),  организацию вычислений в электронных таблицах,  методы измерения количества информации и основы логики.

Выполнять задания на программирование Сергей Крылов рекомендовал выпускникам на том языке, который они лучше всего знают.

Видеозапись консультации доступна на страницах Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube.



21.10.2021

Онлайн-консультации Рособрнадзора для выпускников продолжил рассказ об итоговом сочинении

Подготовка к итоговому сочинению стала темой очередного эфира в рамках онлайн-консультаций по подготовке к экзаменам «На все 100» от разработчиков экзаменационных заданий из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). О требованиях к сочинению, литературе, которую можно привлекать для его написания, тематических направлениях 2022 года рассказал разработчик тем итогового сочинения, доктор филологических наук Алексей Федоров.

Основные направления тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», «Преступление и наказание – вечная тема», «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня», «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина».

Критерии оценивания итогового сочинения не поменялись по сравнению с прошлым учебным годом. Два необходимых требования к сочинению, чтобы оно было проверено по критериям: рекомендуемый объем не менее 350 слов и самостоятельность написания. Основные критерии при оценке – соответствие сочинения заявленной теме и привлечение литературного материала, дополнительные критерии – композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.

«Сочинение – это проверка на читательскую зрелость, читательский кругозор и умение связно выражать свои мысли», — отметил Алексей Федоров.

В качестве литературного материала при написании сочинения может привлекаться не только художественная литература, но также мемуарная, историческая, научная, искусствоведческая, литературная критика, рецензии и любые другие опубликованные произведения. При подборе примеров не обязательно привлекать разные произведения, достаточно одного. Алексей Федоров не рекомендовал при написании сочинения обращаться к популярным блогам и сетевой литературе, так как они в любой момент могут быть удалены и проверяющий сочинение эксперт не сможет их найти.

Типичные ошибки при написании сочинения: непонимание смысла нравственно-философских категорий, которые употреблены при формулировке тем, подмена примера пересказом литературного произведения, искажение содержания книги, речевые ошибки.



20.10.2021

Рособрнадзор подвел итоги ГИА-2021 и поставил перед регионами задачи на текущий учебный год

Итоги экзаменационной кампании ЕГЭ и ОГЭ 2021 года и задачи в сфере оценки качества образования на текущий учебный год стали предметом обсуждения в ходе всероссийского совещания, проведенного  Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки с руководителями региональных органов управления образованием.

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев поблагодарил всех за высокий уровень организации ЕГЭ в 2021 году. «Прошедшая экзаменационная кампания была одной из самых качественных и спокойных», — сказал он. По результатам оценки качества и объективности проведения ЕГЭ и иных оценочных процедур в 2021 году как лучшие регионы были отмечены Московская, Смоленская и Ленинградская области.

При подготовке к экзаменационной кампании следующего года руководитель Рособрнадзора призвал все региональные органы управления образованием обратить особое внимание на изменения в содержании контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по всем предметам в соответствии с требованиями ФГОС и довести их до сведения всех учителей и выпускников. «Учителей, родителей и выпускников очень серьезно надо погрузить в содержательные изменения в контрольных измерительных материалах», — заявил он, напомнив, что с ними можно ознакомиться в материалах на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и видеоконсультациях Рособрнадзора от разработчиков КИМ ЕГЭ.

Директор ФИПИ Оксана Решетникова рассказала, что изменения в КИМ ЕГЭ будут происходить поэтапно в течение трех лет. В экзаменационных материалах 2022 года они затронули не более 3-4 заданий по каждому предмету. Она подчеркнула, что эти изменения не связаны с усложнением ЕГЭ.

Заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский сообщил, что схема проведения государственной итоговой аттестации в 2022 году пока окончательно не сформирована. Она будет определена исходя из развития эпидемиологической ситуации и принятых в связи с этим решений правительства РФ.

Он рассказал, что с 2023 года Рособрнадзор планирует полностью отказаться от доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов (ППЭ) на электронных носителях и внедрить во всех регионах технологии передачи КИМ ЕГЭ в ППЭ по сети «Интернет» и сканирования бланков участников ЕГЭ в аудиториях. В течение 2022 года необходимо обеспечить все ППЭ полным комплектом оборудования для проведения ЕГЭ по новым технологиям. Как сообщила директор Федерального центра тестирования (ФЦТ) Юлия Егорова, в 2021 году эти технологии применялись при проведении ЕГЭ в 26 регионах, в 2022 году провести экзамены с их использованием готовы уже 48 субъектов РФ.

Начальник Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Нино Бугулова сообщила, что в 2021 году за различные нарушения с экзаменов было удалено 949 участников, в том числе 426 – за использование средств связи, 400 – за шпаргалки, 123 – за иные нарушения. Она отметила увеличение числа случаев, когда нарушители пытались воспользоваться микронаушниками (за их использование были удалены 45 человек).

Технология «машинного зрения», которая применялась для выявления подозрительного поведения участников ЕГЭ второй год подряд, в 2021 году повысила свою эффективность: 137 подозрений на нарушение, которые отметил искусственный интеллект, были подтверждены наблюдателями. «Мы будем эту технологию и дальше развивать», — заявила Нино Бугулова.

При подготовке к проведению ЕГЭ в 2022 году она попросила уделить особое внимание организации работы региональных ситуационных центров и подготовке онлайн-наблюдателей.

Самой юной участницей ЕГЭ в 2021 году стала восьмилетняя Алиса Теплякова, а самым возрастным участником – учитель математики из Крыма, который в 72 года подтвердил свой высокий уровень знаний, набрав 96 баллов на ЕГЭ по профильной математике.

Руководитель Рособрнадзора рассказал также о других оценочных процедурах, которые будут проведены в 2022 году. В апреле пройдет новый цикл международного исследования PISA, в котором будут участвовать и российские школьники, а в октябре планируется провести очередной этап оценки качества образования по модели PISA в регионах России, а также национальное исследование качества образования. С 15 марта по 20 мая школьники напишут всероссийские проверочные работы (ВПР), а сентябре-октябре писать ВПР будут студенты организаций СПО.

Анзор Музаев отметил, что Рособрнадзор продолжает анализ практики выдачи медалей «За особые успехи в учении». По его словам в случаях, если такие медали были выданы неправомерно, директора школ должны нести персональную ответственность.

Также Рособрнадзор будет вести мониторинг количества контрольных и проверочных работ в школах, в том числе на основе жалоб от родителей обучающихся. В августе 2021 года рекомендации по оптимизации количества контрольных работ были направлены Минпросвещения и Рособрнадзором в регионы. В дальнейшем их планируется закрепить в виде нормативных документов.

Анзор Музаев затронул и вопрос излишней отчетной нагрузки на учителей. Он попросил все региональные органы управления образованием проанализировать эту проблему и посмотреть, от каких отчетов на уровне региона и муниципалитетов можно отказаться.



18.10.2021

Подготовку к экзамену по русскому языку рассмотрели в ходе онлайн-консультаций от разработчиков ЕГЭ

Эфир, посвященный подготовке к ЕГЭ по русскому языку, продолжил серию онлайн-консультаций по подготовке к ЕГЭ «На все 100» от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько рассказала о нюансах выполнения экзаменационной работы, изменениях 2022 года и особенностях отдельных заданий.

«Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку изменились минимально. Все основные характеристики экзаменационной работы 2022 года по сравнению с 2021 годом сохранены», — сообщила она.

Из экзаменационной работы исключено задание 1, проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в ЕГЭ включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста. Изменена формулировка и расширен спектр языкового материала в задании 16 (в него добавлены однородные и неоднородные определения), также расширен языковой материал для пунктуационного анализа в 19 задании (сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными). Были уточнены нормы оценивания сочинения в том случае, если его объем составляет менее 150 слов. Все задания экзаменационной работы отнесены к базовому уровню сложности. Время на выполнение работы не изменилось и составляет 3,5 часа.

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько рекомендовала обратить внимание на словарь паронимов и орфоэпический словник, опубликованные на сайте ФИПИ вместе с документами, определяющими структуру и содержание экзаменационной работы. Знакомство с ними необходимо, чтобы успешно выполнить 4 и 5 задания. «В этих заданиях будут только слова, которые представлены в данных словарях, чтобы избежать разночтений, связанных с изменениями языковых норм», — пояснила Ирина Цыбулько.



15.10.2021

Онлайн-консультации от разработчиков ЕГЭ продолжил эфир, посвященный истории

Эфир, посвященный истории, продолжил серию онлайн-консультаций по подготовке к ЕГЭ «На все 100» от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). О структуре экзаменационной работы, изменениях 2022 года и нюансах выполнения различных заданий рассказал заместитель руководителя комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории Игорь Артасов.

В экзаменационной работе 2022 года был сохранен ряд заданий, представленных в предыдущей модели экзамена, однако некоторые задания были исключены, в том числе историческое сочинение. «Подготовка к написанию исторического сочинения в последние годы для многих выпускников свелась к заучиванию шаблонных текстов. Но мы хотим совсем не этого. Мы хотим, чтобы выпускники овладевали систематическими знаниями по истории и необходимыми умениями», — пояснил это решение Игорь Артасов.

Исключение ряда заданий позволило разгрузить работу и создать возможности для включения в экзамен заданий, нацеленных не только на проверку знаний, но и важных умений. Общее время на выполнение экзаменационной работы сокращено до 180 минут.

В заданиях 6 и 11, которые предполагают выбор нескольких элементов из списка, было исключено указание количества верных элементов, представленных в списке. Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (задание 4) исключен материал по всеобщей истории и добавлен материал по истории России, связанный с важнейшими событиями, произошедшими в регионах России или за ее пределами (например, речь может идти о подписании за пределами России важных для нашей страны международных договоров).

В задании 10 на работу с исторической картой был расширен спектр проверяемых умений. Задания 14 и 15 на работу с изображением также были обновлены и преобразованы в задания с развернутым ответом, предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображенным памятником культуры.

Задание 16 с развернутым ответом теперь будет проверять знание фактов Великой Отечественной войны. Задания с развернутым ответом также проверяют знание причинно-следственных связей (задание 17), исторических понятий (задание 18), умение строить аргументацию (задание 19). События всеобщей истории, в том числе истории Древнего мира, встретятся участникам ЕГЭ во 2 и 19 заданиях.

«Лучшая стратегия в подготовке к экзамену по истории – историю учить. Не стоит всю подготовку сводить к выполнению заданий в формате ЕГЭ. Знание исторических фактов и причинно-следственных связей необходимо для выполнения заданий, в том числе задания на аргументацию», — посоветовал Игорь Артасов.

Видеозапись консультации доступна на страницах Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube.



14.10.2021

Руководитель Рособрнадзора ответил на вопросы родителей

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев провел традиционную Всероссийскую встречу с родителями, в ходе которой он и специалисты ведомства ответили на популярные вопросы о проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ), основного государственного экзамена (ОГЭ), всероссийских проверочных работ (ВПР) и других темах.

Самыми популярными у родителей в этом году были вопросы о том, какие предметы будут обязательными для сдачи выпускниками 9 и 11 классов. Анзор Музаев напомнил, что в последние два года число и формат сдачи обязательных предметов были изменены из-за эпидемиологической ситуации. «Наше предложение – вернуться к тому порядку, который был до ковида», — сообщил глава Рособрнадзора.

Это предполагает, что девятиклассникам в 2022 году предстоит сдавать ОГЭ по четырем предметам (русскому языку, математике и двум предметам по выбору), а выпускникам 11 классов для получения аттестата нужно будет сдать два обязательных предмета (русский язык и базовую или профильную математику). В формате государственного выпускного экзамена (ГВЭ) проходить итоговую аттестацию будут только участники с ограниченными возможностями здоровья и иные категории, предусмотренные порядком, остальным одиннадцатиклассникам предстоит сдавать ЕГЭ, независимо от того, планируют ли они поступать в вузы.

Между тем Анзор Музаев не исключил, что эпидемиологическая ситуация может потребовать принятия иных решений и в этом учебном году. «Эпидемиологическая ситуация снова ухудшается. Всем ведомствам поручено в кратчайшие сроки разработать и утвердить подходы, которые будут действовать в следующем году. Я думаю, максимум до 1 декабря все уже будут точно знать количество экзаменов и формат, в котором они будут проводиться», — заявил руководитель Рособрнадзора.

Он допустил также отмену досрочного периода проведения ЕГЭ в 2022 году. «В течение двух лет мы наблюдаем рост заболеваемости в марте и апреле, а досрочный период у нас проходил в это время. Проведение его в этом учебном году – вопрос дискуссионный. Сейчас мы не можем точно ответить, будет он или нет. Если ситуация будет как в прошлые годы, то мы думаем, что все экзамены будут перенесены в летнюю волну. После последних двух лет мы задаемся вопросом, а нужен ли вообще досрочный период.  Ковидные годы показали, что двух волн, которые мы делаем в летний период, хватает всем, чтобы сдать экзамены. Здесь ничего страшного не произойдет, если мы отменим досрочный период и перенесем его на дополнительный в июле», — сообщил Анзор Музаев.

Десятиклассники, как и раньше, смогут в 2022 году при желании сдать ЕГЭ досрочно, но в этом случае они не смогут улучшить свой результат по данным предметам после  получения аттестата за 11 класс, за исключением случаев, если участник получил неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов.

Руководитель Рособрнадзора заявил, что проводить ЕГЭ дистанционно для выпускников, которые на момент экзаменов болеют или находятся на карантине, не планируется. «Дистанционный формат сдачи ЕГЭ не предусмотрен, технологии такой нет. Дополнительная волна экзаменов позволяет всем их сдать. За два года к нам ни одной жалобы не поступило, что кто-то не успел сдать ЕГЭ из-за болезни», — заявил Анзор Музаев.

Он рассказал, что вводить дополнительные обязательные предметы для одиннадцатиклассников, кроме русского языка и математики, в ближайшие годы не планируется. Руководитель Рособрнадзора также успокоил родителей, что переход на технологию передачи экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов по интернету не приведет к увеличению времени, необходимого на их печать.

Изменения в содержании ЕГЭ-2022 прокомментировала директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова. В частности она пояснила, что отказ от сочинения в ЕГЭ по обществознанию и истории связан с тем, что подготовка к этим заданиям, по сути, свелась к натаскиванию на определенный шаблон. Так как это были наиболее объемные задания, сокращено время экзаменов, но его должно хватить участникам ЕГЭ на выполнение всех заданий. Из ЕГЭ по профильной математике был убран ряд заданий базового уровня сложности, с которыми все участники легко справлялись, и добавлены задания, позволяющие лучше дифференцировать выпускников по уровню подготовки. Открытый банк заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ планируется пополнить заданиями новых линий в январе, но это не мешает будущим выпускникам готовиться к экзаменам уже сейчас, так как содержание предметов не изменилось.

Ряд вопросов был задан руководителю Рособрнадзора о проведении ВПР и других контрольных работ. Он напомнил, что теперь школы могут сами определять даты проведения ВПР. Если, несмотря на это, какая-то тема, встретившаяся в ВПР, не была пройдена на момент ее проведения, ученики могут не выполнять это задание, а учитель не должен его оценивать.

Прокомментировал Анзор Музаев и тему избыточного числа контрольных работ в школах. Он напомнил, что Минпросвещения и Рособрнадзором были даны рекомендации по оптимизации количества контрольных работ, однако не везде эта проблема решена. «В течение года мы будем собирать информацию, жалобы родителей и работать с такими школами», — сказал он.

Также глава Рособрнадзора ответил на вопрос о новой системе государственной аккредитации для вузов, которая должна вступить в действие с 1 марта 2022 года. «Процедура аккредитации была достаточно громоздкой и отвлекала вузы от их основной деятельности. При переходе на новую модель главное – правильно определить аккредитационные показатели, чтобы они не привели к снижению качества образования, а, наоборот, влияли на него положительно. Сейчас мы их обсуждение проводим», — заявил Анзор Музаев.

Всероссийская встреча с родителями прошла в 2021 году в седьмой раз. В ходе ее подготовки поступило несколько сотен вопросов и обращений от родителей, на наиболее популярные из которых глава Рособрнадзора дал ответы. А родители из Московской, Магаданской, Липецкой, Калужской областей и Республики Хакасия смогли задать свои вопросы в прямом эфире. Видеозапись встречи будет опубликована на странице Рособрнадзора в YouTube, также она доступна в сообществе Рособрнадзора в соцсети «ВКонтакте».





×
Введите поисковый запрос